Т Е Х Н О Л О Г И И В И Т Р А Ж А
Паяный свинцовый витраж (классический) с росписью и обжигом – древняя технология средневекового наборного витража, когда вырезанные цветные стёкла соединяются с помощью Н-образной в сечении свинцовой протяжки, стыки протяжки пропаиваются оловянно-свинцовым припоем. Протяжка, кроме скрепляющей функции, на просвет выполняет роль рисующего контура. Моделировка форм внутри каждого стекла достигается росписью стёкол витражными красками, состоящими из жаропрочных пигментов и легкоплавких флюсов на основе окиси свинца, которые закрепляют краски при обжиге в муфельных печах при температуре от 560 градусов до того момента, когда стекло начинает слегка плавиться. С помощью такой технологии можно получить совершенное реалистическое изображение, приближающееся к живописи или цветной графики, но это требует от художника высочайшего мастерства и большого опыта.
Витраж Тиффани - появился в конце 19-го века, является разновидностью классического витража. Отличается от него тем, что вместо свинцовой протяжки используется самоклеящаяся лента из тонкой медной фольги, превышающая по ширине торец стекла. Каждое стекло обклеивается по периметру с загибами ленты на обе стороны стекла, после чего стекла укладываются на столе и пропаиваются по швам с двух сторон оловянно-свинцовым припоем, в результате чего формируется всё тот же скрепляющий Н-образный металлический профиль. В таком профиле при вертикальном расположении витража нагрузки на сдвиг практически нет. При горизонтально расположении эти нагрузки возрастают. В средневековом классическом витраже используется цветное стекло ручного отлива, которое имеет случайные фактуру и заметный рельеф ввиду случайного колебания в толщине, при этом, оно прозрачное, и даёт красивые преломления изображения на просвет в дневное время. Ночью такое стекло не работает на просвет, и при наличии объёмной протяжки выглядит как затейливый скульптурный микрорельеф с красивой графикой и при отсутствии цвета нисколько не теряет своей художественной выразительности. Для витража тиффани применяется новое плоское прокатанное с мелкой регулярной зернистой фактурой стекло без рельефа, изготовленное промышленным способом, поэтому поверхность витража с плоской пайкой и плоским стеклом не так выразительна. Зато на просвет это стекло, как материал, выглядит эффектно, потому что при варке в него замешиваются разные цвета, полупрозрачные и совсем непрозрачные фракции. Это позволяет выбирать из разводов цвета разные фрагменты с растяжками цвета, из которых можно моделировать форму изображений, не прибегая к росписи. Но достигать изобразительности можно до определённого предела, и добиться такой же натуралистичности, как в классическом витраже с росписью и обжигом, невозможно, поэтому в таком витраже делается основной упор на декоративность. Этой особенностью часто злоупотребляют дилетанты, которые прячут свое неумение рисовать за внешними эффектами материала. Особенно трудно работать с таким стеклом, когда нужно изображать мелкие детали, лица, руки, складки на одежде и др. В силу своей неоднородности по составу, такое стекло мягкое, непрочное склонно к растрескиванию в процессе эксплуатации и требует осторожного обращения. Реставрация такого витража весьма затруднительна, так как точно такого же второго стекла не найти. После забвения в советское время, не успев возродиться, в наше время классический витраж уступил своё первородство на арт-рынке витражу тиффани в силу простоты и доступности технологии последнего, поэтому хороших специалистов в классике очень мало. Предпочтение тиффани основывается также на его, якобы, экологичности, ввиду отсутствия свинца, что является маркетинговой уловкой недобросовестных маркетологов. На самом деле, при пайке тиффани из-за чрезмерной текучести применяется не олово, а припой ПОС-61, в котором число указывает на процент свинца.
Фьюзинг (англ. От fuse – спекание) – относительно новая технология изготовления витража, когда на стекло-подложку выкладывается мозаика из кусочков цветного стекла с последующим запеканием в печи при температуре, превышающей 800 градусов. Такой многослойный витраж намного тяжелее классического. Стёкла должны иметь одинаковый коэффициент расширения, иначе они при остывании трескаются. При увеличении линейных размеров сплавляемых кусков стела минимальная разница в коэффициенте накапливается, поэтому большие куски стекла особенно уязвимы на предмет растрескивания. Тяжёлый витраж в технике фьюзинг вообще порой ведет себя непредсказуемо даже при одинаковых показателях на стрессоустойчивость и может растрескиваться со временем без видимых причин, особенно в горизонтальном положении, так как коэффициент расширения не единственный фактор, влияющий на стессоустойчивость стекла.
Поверхность совместимых цветных стёкол, предназначенных для фьюзинга, подобно оконному стёклу, гладкая, без фактуры, не даёт красивого рассеивания света. У этих стёкол ограниченная палитра цветов. Сама технология фьюзинга как техника применима исключительно в декоративном плоскостном витраже с условной трактовкой форм и, в отличие от классического витража, не позволяет создавать реалистические изображения с глубокой проработкой формы (как, например, лица, руки, мелкие детали), поэтому такая технология витража чаще используется в современной архитектуре с декоративными или абстрактными витражами.
Кроме перечисленных основных технологий бывают смешанные в разных сочетаниях другие технологии, подробно описывать которые не имеют смысла.
Таким образом каждая техника витража имеет свои плюсы и минусы и выбор зависит от конкретной архитектурной ситуации, статуса объекта, эстетических предпочтений автора и заказчика и др.